Адреса и контакты

  • (831) 422-02-02 - Н.Новгород, ул. Гагарина, 17
  • (831) 417-17-02 - Н.Новгород, ул. Ванеева, 211

Как развиваются речь и слух у ребёнка

09.12.2015
Чтобы вовремя обнаружить у ребенка нарушение слуха и с самого раннего возраста помочь ему развиваться полноценно, необходимо знать основные этапы его развития слуха в норме.

К 25-27 неделе внутриутробного развития улитка будущего малыша достигает размеров улитки взрослого человека и во многом функционирует аналогично «взрослой». Это значит, что плод может слышать. В первую очередь, конечно, голос мамы, музыку, другие звуки окружающего мира.

Слух становится первым чувством, связывающим человека с внешним миром. Именно поэтому беременным рекомендуют разговаривать с будущим малышом и слушать классическую музыку с большим разнообразием ритмов и мелодий.

У новорожденных чувствительность улитки почти такая же, как у взрослых, но малыши еще не умеют «пользоваться» своим слухом и внешне выражать свои реакции.  Поэтому иногда кажется, что в первые недели жизни некоторые дети не слышат даже громких звуков – на самом деле они на них просто не реагируют.

Детский слух гораздо более раним, чем взрослый, поэтому по возможности следите, чтобы ребенок не попадал в слишком  шумные ситуации:  на улицах с оживленным транспортным движением, близко от динамиков телевизора и других источников звука.

Обычно сразу после рождения ребенка в роддоме проводится скрининговое исследование слуха. Если есть проблема, она будет своевременно выявлена. Для проверки слуха используется простой тест регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ), который не причинит никакого вреда малышу и может проводиться в состоянии как сна, так и бодрствования.

Нормы, приведенные ниже, справедливы для большинства детей. Самое главное – заметить, что ребенок проходит все этапы (не обязательно последовательно), а в каком именно возрасте (в пределах 2-3 месяцев) – дело  второстепенное.

Однако если ваш ребенок отстает на 2-3 месяца от нормы для его возрастной группы, это может означать наличие нарушений слуха, либо задержку языкового и речевого развития. В этом случае обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

0-4 месяца

Ребенок пугается резких, внезапных и громких звуков и начинает локализовать звуки движениями глаз или головы. Хлопните в ладоши за головой малыша. Если он вздрогнет – или отреагирует иначе – все в порядке. Если нет – попробуйте хлопнуть еще несколько раз.

4-6 месяцев

Ребенок начинает проявлять интерес к различным, в том числе и тихим, звукам, начинает сам издавать их и узнавать знакомые голоса, например, голос мамы. Назовите ребенка по имени –  он должен повернуться в вашу сторону или отреагировать на ваш голос, например, улыбнуться.

9 месяцев

Реакции ребенка указывают на понимание простых слов «мама», «папа», «нет», «пока». Начинает лепетать и реагировать на простые предложения.

10 месяцев

Детский лепет становится все больше похожим на речь, ребенок произносит одиночные слоги, обычно многократно повторяющиеся («да-да-да-да»). В это же время появляются первые распознаваемые слова.

12 месяцев (1 год)

Ребенок говорит одно или несколько слов, пытается имитировать слова.

12-18 месяцев (1-1,5 года)

Ребенок понимает простые фразы, такие как «брось мячик», повторяет и называет знакомые предметы и части тела, когда на них указывают. С интересом слушает короткие рассказы, сказки, стихи, песенки. Проявляет активный интерес к звукам радио и телевизора. К полутора годам словарь ребенка обычно насчитывает от 20 до 100 слов (50% из них – существительные) и несколько коротких фраз. Часто пропускает в словах первый и последний звуки. Использует так называемые «заменители слов». Выражает просьбу комбинацией жестов и слов. Машет рукой, когда вы говорите ему «до свидания», даже если вы не сопровождаете эту фразу соответствующими жестами.

18-24 месяца (1,5-2 года)

Словарь может насчитывать более 200 слов, появляются простые словосочетания. Речь ребенка понятна взрослым, в том числе посторонним, на 25-50%. Детям нравится, когда им читают вслух детские книги, они могут показывать на рисунки в книге и называть знакомые или часто встречающиеся в ней предметы. Ребенок может выполнить две просьбы, соблюдая правильную последовательность.  Адекватно использует вопросительную интонацию, понимает вопросы, «где» и «что это». Называет 4 и более частей тела. Себя называет по имени, к двум годам начинает использовать местоимения «мой», «мне».

3-5 лет

Ребенок использует слова и предложения, чтобы задавать вопросы, выражать свои желания и чувства. Дети дошкольного возраста должны понимать практически все, что говорят другие. Словарь расширяется до 1000-2000 слов, из которых ребенок может составлять сложные осмысленные фразы, улучшается произношение. К тому времени, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко и разборчиво произносить все звуки речи и понимать то, что ему говорят.

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинства из этих навыков, рекомендуется обратиться к специалисту.  Источник: phonak-kids.ru

Возврат к списку